Российское бремя пространства*
Ресурсное проклятие (англ. resource curse, парадокс изобилия (англ. paradox of plenty), сырьевое проклятие) — понятие в экономической теории, связанное с тем, что некоторые страны, обладающие значительными запасами природных ресурсов, являются, как часто считается, менее экономически развитыми, нежели страны с небольшими их запасами или с запасами, которые вообще отсутствуют.
Продажа углеродных энергоносителей до сих пор составляет 2/3 российского экспорта и приносит в государственный бюджет около половины доходов. Долго так продолжаться не может, предостерегает Клаус Зегберс: «Преимущество наличия сырья превратится в "проклятие ресурсов"».
«Мы живём в условиях ресурсного проклятия. Так устроена наша страна: людей мало, а ресурсов слишком много. Мы ничего не считаем и ничего не жалеем. Отсюда, возможно, такая психология и ментальность (у россиян), отношение к ресурсам», — пояснил вице-премьер по вопросам сельского хозяйства Алексей Гордеев.
Бескрайность, безграничность пейзажа формирует такое качество, как отсутствие внутренней дисциплины. Привычка к тому, что страна «богата и обильна», неуклонно ширится и растет, укрепила у русских убежденность в неистощимости ресурсов.
Историк В.О.Ключевский считал что русским было куда податься в случае неудачи. Отсюда «надежда на авось» как черта национального характера.
Знаменитый русский общественный деятель Н.А. Бердяев писал о "власти пространств над русской душой": «Власть шири над русской душой порождает ряд русских качеств и русских недостатков. Русская лень, беспечность, недостаток инициативы, слабо развитое чувство ответственности с этим связаны. Ширь русской земли и ширь русской души давили русскую энергию, открывая возможность движения в сторону экстенсивности. Эта ширь не требовала интенсивной энергии и интенсивной культуры. От русской души необъятные русские пространства требовали смирения и жертвы, но они же охраняли русского человека и давали ему чувство безопасности».
«Охота к перемене мест» – отрицает «любовь к родному пепелищу». Люди выкорчевываются с насиженных мест. Новые места – уже родные, но нет особой привязанности. Готовность унести дальше. У русских легко прерываются традиции. Традиции уходят не вглубь, а в ширь, радиусами, дорогами по окружности, расходятся в мировое пространство («Море зовет», «Сибирь зовет», «Космос зовет»).
Владычество над огромными территориями, особенно в условиях российского авторитарного государства, требовало больших финансово-экономических средств, военно-политической организации дела, принуждений и, наконец, прямых человеческих жертв. Именно это определяло точку зрения, которая переросла в неприязнь по отношению к новым землям. Ее хорошо выразил историк И.А. Ильин: «На протяжении веков вся беда наша, вся опасность наша состояла в том, что судьба навязывала нам неиссякаемое изобилие — обилие пространств, племен и людей, и не давала времени для того, чтобы проработать это обилие, владеть им, извлечь из него скрытые силы».
«Одним из русских недостатков всегда был слишком большой размер территории. У России никогда не было средств для должного управления ее огромной территорией; эта проблема традиционно решалась путем насаждения в стране бюрократического произвола. Что хочется, так это — чтобы была малая Россия, которая оставляет свои грандиозные иллюзии о супердержаве и посвящает себя решению наболевших внутренних проблем». Ричард Пайпс, американский учёный.
Иерархическое устройство российского пространства создает проблемы, связанные с централизацией управления и контролем на окраинах. Эта проблема возникает на каждом уровне. Попытка сократить число административных единиц моментально ведет к появлению неуправляемых периферий, находящихся на удалении от административных центров. Проблема коммуникаци онного разрыва не решена в России до сих пор.
Одно из российских географических противоречий — между количеством территории и ее качеством. Конечно, у размера есть обязательный плюс — наличие природных богатств, дополнительный «запас прочности». Но в российском случае это сочетается с проблемным фактором — слабой пригодностью для жизни значительной части территории, тяжелы ми природными условиями и, прежде всего, экстремально холодными зимами. (Ростислав Туровский)
Фундаментальную проблему размерности, некомпактности, неплотности, разрывности российского пространства в обозримом будущем решить невозможно.
________
*«Бремя пространства» и «бремя природы» — изящные определения, введенные русским философом И. Ильиным.
________
*«Бремя пространства» и «бремя природы» — изящные определения, введенные русским философом И. Ильиным.